История Микрософт.

Примечание переводчика.

Изучение истории помогает понять происходящее и предвидеть будущее. Задумываясь о современном состоянии и путях дальнейшего развития информационных технологий, мы обращаемся ко временам становления индустрии персональных компьютеров, которые большинство современных пользователей не имеет возможности помнить ввиду молодости возраста.

Предлагаем читателю сокращенный вольный перевод книги про компанию Микрософт и лично Билла Гейтса, название которой приводить не будем, что бы нас не так скоро стали преследовать за нарушение авторских прав. Книга была написана по заказу Микрософт и имела цель её хоть как-то оправдать, но получилось это не очень - кота в мешке не утаишь.

В случае, если текст будет пользоваться вниманием, мы будем его потихоньку дополнять.

Вступление. Билл......

Дивная личность. Гейтс производит впечатление человека, который еще не вышел из детского возраста. Наверняка многие могли бы недооценить этого вечного подростка, выглядящего как второгодник и, одновременно, как интеллектуал в очках. Но это была бы ошибка. Все, кто позволили себе его недооценить, горько об этом пожалели.

Глава 1. Примус.

«Считаешь ли ты себя гением?» «Да! Если кто-нибудь имеет право так называться, то это я» (Хотя это и Джон Леннон сказал, но два сапога - пара)

Вильям Генри Гейтс III принадлежит к избранникам судьбы. Отец его – известный адвокат, мать – домохозяйка с большими связями. По вероисповеданию они протестанты-еретики, каждое воскресенье ходят в церковь. Билл поет в хоре и участвует в работе пионерской организации, но без особого энтузиазма. Учителя в школе охреневают от маленького Билла.

Глава 2. Из школы в Гарвард.

Компьютер был как бы специально создан для молодого Гейтса, имевшего трудности с поиском среди одноклассников кого-нибудь, кто был бы состоянии соответствовать его математико-логических способностям. (К несчастью,) осенью 1968 года молодой Билл встретился с компьютером PDP-10 и стал с ним упражняться, сначала в родной школе, а потом в какой-то доверчивой конторе. От этих упражнений контора накрывается медным тазом. Билли, со товарищи, где то тырит и перепродает магнитные ленты с программами, уже тогда обнаруживая удивительные способности в области торговли.

Увлекшись, Билли ломает и вешает сеть национального масштаба, за что получает заслуженную славу и по жопе. Наказанием служит отлучение от компьютеров на весь 1970-й год, а наградой – работа в 1971-м: на очередную конторку с оплатой машинным временем и на свою школу с оплатой деньгами в размере 2400$ (богатая там у них была школа).

Однако на собственный компутер Билли, со товарищи, Полом Алленом и др., не хватало – компьютеры в те времена были солидные. Тогда Аллен придумал собрать свой компьютер из недавно появившегося процессора Intel 8008. Они его покупают за 360$ и нанимают паяльщика, который им на коленке паяет нечто, на чем получается даже что-то делать.

Параллельно Билл спекулирует значками, покупает по 0.03$ продает по 20$, 5000шт. И подрабатывает по специальности в серьезных организациях. Деньги ему уже некуда девать и он покупает водные лыжи. Тут приходит пора продолжать образование. Билл поступает в самый Гарвард, на математику, где достает преподавателей и играет по ночам в покер на деньги. Там же околачивается и Стив Баллмер.

Глава 3. Первый персональный.

Народ в те времена еще только мечтал о персональном компьютере. В 1974 году, наконец, ребятам из Новой Мексики удается выставить на продажу за 397$ набор деталей, которые, при должной квалификации, за несколько десятков часов, можно было спаять в почти компьютер. Процессор – Intel 8080, память – до 4096 байт. Ввод – путем переключения тумблеров на корпусе, вывод – мигающие лампочки. Часто ломается.

Однако, Аллен с Биллом на это устройство возбудились и стали писать для него Бейсик. И написали, не имея самого устройства, с помощью мейнфрема, мануала и какой-то матери, продолжая работу в самолете, в котором летели тот Бейсик продавать.

Глава 4. Рождение Микрософт.

Контора, производящая первый персональный компьютер, располагается в городе Альбукерке, в магазине, рядом с мойкой автомобилей и массажным салоном. Пол Аллен работает там начальником отдела программирования, состоящим из него одного. Дела идут плохо – люди за огромные деньги заказывают эти паяльные наборы и недоделанный Бейсик, и бывают недовольны, что ни тот ни другой не действуют. Кроме того, не совсем понятно, какая человеку польза от этого всего. И, как ни странно, отдельные несознательные пользователи не хотят платить 500$ за кривой Бейсик, а копируют его друг у друга путем перезаписи перфолент.

В этой обстановке, с целью извлечения прибыли, Гейтс и Аллен учереждают ООО «Микрософт», причем доля Гейтса составляет 60%. Аллен, от лица Микрософт, проводит переговоры с конторой-производителем компьютеров, в лице Аллена, и заключает выгодный для Микрософт контракт.

Гейтс начинает борьбу с пиратами - пишет им открытое письмо с призывом прислать деньги за нелегально скопированные экземпляры. В ответ пираты угрожают Биллу судом за обзывание их ворами, указывая на то, что Бейсик вообще-то общий, поскольку его авторы отказались от авторских прав 10 лет тому назад.

Прогресс между тем продолжается, Аллен напрягает Гейтса и тот пишет Бейсик с поддержкой дискет 5.25”, попутно выдумывая FAT. Начинают появляться новые микропроцессоры и микрокомпьютеры и Микрософт продвигает свои Бейсики для них. В фирме появлются наемные работники и офис. Билл навсегда уходит в академический отпуск.

Глава 5. Битва за Бейсик

Но тут случается Микрософту временная жопа. Владелец конторы, производящая первый персональный компьютер (Эд Робертс, MITS, Altair) продается более большой фирме под названием Pertec. Этот Пертец, основываясь на заключенном MITS с Микрософт контракте, посылает Микрософт подальше, а Бейсик для Intel 8080 забирает себе, по условиям контракта. Микрософту это ой как не нравится, поскольку ему нечего становится продавать.

Но тут Билли зовет на помощь папу-юриста и папа, с коллегами, устраивают Пертецу кузькину мать и возвращают Микрософту право продавать не совсем его Бейсик-8080. Эд Робертс, в следствии этого, отправляется на ферму, коровам хвосты крутить.

Пока суд да дело, возникает достаточно известная теперь компания Apple, которая быстро выделяется из рядов других мелких фирмочек, потому что думает головой, в лице Стива Возняка и, в лице Стива Джобса, умеет найти бабки на раскрутку и потратить их с толком, размещая рекламу, например, в журнале Плейбой.

В других местах тоже кое-что умеют - очень успешные на рынке изделия создают фирмы Тandy и Commodore. Эти все устройства, начиная с Apple2, уже более похожи на современный компутер, у них даже уже есть монитор и клавиатура. Пропадает необходимость что-то самому паять перед включением. В этой революционной ситуации Гейтс ухитряется всем продавать свой Бейсик, каждому свой, посколько все микрокомпутеры друг с другом софтом не совместимы.

В 1976-м году некто Дом Килдол додумывается внедрить в микрокомпьютеры написанную им операционную систему и основывает под это дело фирму Digital Research. Система называется CP/М и умеет обслуживать 1 флопповод. Поскольку других ОС нет, она быстро становится любимым стандартом, ибо проще писать под одну ось, чем под каждый компутер. Микрософт делает под неё FORTRAN, COBOL и Pascal и выбивается в лидеры производства языков программирования для микрокомпьютеров, имея с этого оборот 0.5млн$/1977год.

Глава 6. Возвращение на родину

В 1978-м году Микрософт выбирается из Новой Мексики и поселяется в Сиэтле. В это же время Intel делает 16-битовый процессор 8086. Как обычно, Микрософт начинает писать для него свой Бейсик, но сильно тормозит, в частности от того, что не имеет компутера на 8086, а моделирует его на мейнфреме.

Но тут им сильно везет. В том же самом Сиэтле, через озеро от Микрософта, инженер Тим Паттерсон делает один из первых, если не первый, компутер на 8086 и появляется возможность одновремено пустить в продажу и компутер и Бейсик. Но вся эта деятельность пока мелковата. В 1979-м году Микрософт имеет несколько десятков работников и оборот в 2.5млн$. Apple – 1000 работников и 100млн.$

Между тем, Тим Паттерсон начинает писать ОС для 8086.

Глава 7. Самая дурацкая идея IBM

IBM в 1979-м году имеет оборот 28млрд.$. и могла бы не обращать внимание на всякую мелочь. Однако микрокомпьютерный рынок растет со скоростью 70% в год и постепенно в IBM созревает мысль, что надо бы чего-нибудь на этом рынке предпринять. Сначала они пробуют купить Аппле или Атари, но те не продаются и ИБМ решает делать свой микрокомпутер, создав в себе для этого специальное подразделение и дав ему сроку год.

Подумав, подразделение решает делать компутер с открытой архитектурой, как Аппле 2, и так же как Аппле, хочет, что бы для него писало как можно больше программистов, причем что бы начали они это делать до того как компутер выйдет на рынок. Микрософт, со своими Бейсиками, попадает под набор ИБМ. Билли подписывается на сотрудничество, обещая писать, что нужно и в какие угодно сроки, храня при этом строгую коммерческую тайну.

А вот Digital Research с CP/М не попадает в струю, не соглашаясь на жесточайшие условия IBM. Билли использует момент и предлагает написать помимо языков еще и ось. При этом в Микрософте ось писать некому – они собираются использовать то, что уже написал Паттерсон – ОС QDOS.

Глава 8. MS DOS прямо из бани

Тут неожиданно выясняется, что призидент IBM лично и хорошо знает мать Билла. Они вместе руководят благотоворительной организацией UnitedWay. IBM подписывает с Микрософт контракт на ось, Бейсик и Фортран. Эта беда случается 6.10.1980 года. По контракту Микрософт получает с каждой проданной IBM вместе с компьютером программы, сохраняя права собственности.

Прототип IBM PC устанавливают в офисе Микрософта в комнате площадью 6кв.м. без вентилляции, за всегда закрытой железной дверью - что бы соблюсти секретность. И начинается работа. Первым делом подписывают контракт с Патерсоном, на доработку QDOS, не говоря зачем и для чего, и получают от него исходный код.

Дальнейшая работа идет, как обычно: срок подходит, ничего не работают, прототип греется и ломается, в комнате 6кв.м. сидят 3 человека – температура в ней достигает 38С. Чуть ли не каждый день спецкурьеры привозят измененные детали компутера, проделывая для этого путь в 6500км. Тестируют то, что изготовляет Микрософт, в IBM, не по детски, а как положено в индустрии больших компьютеров.

В конце концов, в июле 1981 года, IBM решает, что проект готов. Видя, к чему идет дело, Микрософт покупает у Патерсона право собственности на QDOS за 50т.$

Глава 9. Дитя IBM

Глава 10. Софт, от которого нельзя отказаться

Глава 11. Word

Глава 12. Революционный Макинтош

Глава 13. Excel

Глава 14. Windows

Глава 15. На биржу

Глава 16. Волшебство Windows 3.0

Глава 17. Разрыв с IBM 

Старая школа. ОГЛАВЛЕНИЕ GeoMaps: карты и книги