Как ехать в Болгарию на машине.

Последние 10 лет мы ездим в Болгарию и обратно 1-2 раза в год, разными путями. Самая восточная точка, достигнутая в результате этой езды - Москва, западные - Верона и Гамбург, южная - Фессалоники, северная - Хельсинки. Накоплен определенный опыт.

Одесса - Галац - Варна.

Самый восточный маршрут пролегает через город-герой Одессу, жемчужину у моря. И это, в общем, не плохо, поскольку отдых на море можно сразу там и начинать. Процент людей, способных испортить отдых, вна Украине, в целом, не привышает общесоюзный. Одесский колорит присутствует - мы спросили, как из этого тупика доехать до Румынии, а нам ответили "подниметсь в горку, увидите кладбище, так вам туда". Ехать в Одессу из Москвы лучше через Киев и по трассе Киев-Одесса, а не степными шляхами, по которым запросто можно выйти не к Одессе, а к Херсону, как революционный матрос Железняк.

Из Одессы можно плыть в Варну на пароме. Рейсы совершаются «по ориенировочному, не являющимуся гарантированным, расписанию» (цитата с официального сайта) приблизительно 1 раз в неделю. Морской поход длится 30 часов и проходит в суровых условиях старого советского судна. Не рекомендуем. Сушей лучше.

От Одессы до Варны спокойно доезжается за день, несмотря на большое количество границ. Первые две украино-молдавские границы, в месте, где главная дорога M15 пересекает Днестр, лучше объехать стороной. Хотя там, скорее всего, не будет никаких проверок, гораздо приятнее проехать через Затоку - это курорт, там все загорают и купаются. Дальше можно проехать через Белгород-Днестровский, посмотреть отличную крепость, либо продолжить купаться и загорать в поселке Курортое. Правда, асфальт в этих краях такой, что в сухую погоду прокладываются параллельные дороги по полям, они получаются ровнее. Можно ехать через Измаил - Рени, там поинтересней, можно прямее, через Болград - въезд в Румынию все равно один - Гургулешти, и Молдавию все равно не объехать. Паромов через Дунай из Украины в Румынию нет.

Молдаванский пограничный персонал твердо уверен в том, что проезжий россиянин обязан что-то заплатить. Молдавскому государству в целом надо оплатить стоимость виньетки, 4евро, даже если проехать по территории этой страны придется 1км, что происходит, если держать путь через Рени. Отдельные же представители молдавского государства устанавливают свои, личные сборы, в зависисмости от собственной фантазии. Так, например, въезд в Молдавию с вызывающим подозрения СТС, оценивается в 5евро. Когда я последний раз выезжал из Молдавии, было так жарко, что сил на обсуждение дополнительных сборов не оказалось уже ни у таможенника, ни у меня. Он устало сказал "Ну дай хоть что-нибудь", а я выгреб ему всю рублевую мелочь из кошелька. После этого молдавский шлагбаум не открывался передо мной как-то подозрительно долго, но все же открылся.

Румынский пограничный персонал изображает членов Евросоюза, то есть ведет себя спокойно, вежливо и без лишних вопросов. Говорят, что можно въехать и по болгарской визе, но я не пробовал, шенгенская надежнее. При въезде в Румынию не забыть купить виньетку на заправке OMV – это островки цивилизации с кондиционерами и там принимают карты. Евро в Румынии берут в неофициальных местах с охотой, но немного лей, на оплату проезда черех мост, на чай и на покупку фруктов по дороге, надо иметь.

Город Галац, надо, по возможности, проехать по указателям 2B/E584/Braila. Ни в Галаце, ни в Браиле не следует пытаться переплыть Дунай на пароме – дальше будет мост. Браилу лучше объехать по указателям E584 (2В уходит в центр), до упора, который называется дорога 21. Далее по 21 до деревни Viziru, сразу за которой свернуть налево на 211А, которая выведет на 212, которая выведет на 213, которая приведет на большую дорогу 2А/Е60. Это срезание угла, по живописной местности и дороги там не хуже остальных румынских. А дороги румынские узкие, извилистые, без обочин, через деревни и к быстрой езде не располагающие.

Eсли это маневр не удасться, то поворачивать в Bărăganul на 21А в Tandarei. 2А/Е60 ведет в Констанцу (поворачивать на нее налево). Украшением этой дороги является мост через Дунай, за проезд по которому берут 1евро, но только леями.

Если и этот маневр не удасться, а удасться достичь Slobozia, то поворачивать уже никуда ни надо, а надо ехать дальше на йух по 21 до автострады A2/E81 "Бухарест-Констанца"

В Констанце можно и остановиться на ночь – город достаточно приличный, а с севера и с юга к нему примыкают курортные месности Mamaia и Eforie. И далее к югу еще курортный городок Mangalia. Можно отдыхать и купаться практически везде вплоть до болгарской границы. Граница простая, все оформляется на румынской стороне, в болгарском пункте только виньетки продают.

За границей дорога от моря отходит и берег повышается. Культурные пляжи есть в Шабле, некультурные можно найти повсеместно, но с трудом, поскольку скалы. В Шабле же можно свернуть на дорожку которая идет ближе к морю. То же самое можно сделать за Балчиком, после резкого спуска в долину, и дорога пройдет через Альбену, Золотые пески и Св.св.Константин и Елена.

Но, не рекомендуется кататься по горам межде Балчиком и Варной и между Варной и Слынчевым брягом в темноте. С непривычки тяжело и опасно. Красот не видно. Лучше остановиться, где ночь застанет или запланировать такую остановку, благо есть где.

Харьков – Кишинев – Бухарест. Киев – Черновцы - Бухарест.

Не ездил, но не рекомендую. Хотя по карте это самый прямой путь, рассказывают о нем без особого восторга. Дороги, говорят, не прямые, местами очень плохие, очереди на границах большие, обстановка напряженная. Моря нет, гор нет. Подолию и Молдавию посмотреть бы было не плохо, но как нибудь потом, когда закончится нынешний бардак.

Минск-Брест-Люблин-Кошице-Дебрецен-Орадеа-Бухарест-Русе-Варна/Бургас.

Из всех пограничных нам стран, Белоруссия более всего пригодна для автотуризма. Там хорошие дороги, недорогие еда и бензин, спокойно и все говорят по-русски.

Трасса Минск-Брест до границы не доходит, надо будет покататься по городу Бресту, где водится много инспекторов дорожного движения. Она, собственно, и до Бреста то не доходит, чем пользуются инспектора дорожного движения. Переходить границу на ночь я бы не рекомендовал, надежнее заказать гостиницу в Бресте. На проезд через границу в Бресте можно предварительно записаться на belarusborder.by

Если на основном пункте перехода границы большая очередь, можно его объехать. Для этого прямо рядом с пунктом надо найти начало дороги E85 на Ковель, с которой километров через 5 свернуть направо на дорогу P94 ( указатели Ляплёука, Домачево, государственная граница). В Ляплёуке свернуть на Домачево и государственную границу. Это маневр особенно хорош, если дальше запланировано ехать на Люблин, а не в Варшаву.

А ехать надо на Люблин и далее на юг, на Жешув и на Прешув. Ездить по Польше, в целом, не неприятно, хотя и не быстро, поскольку дорога кружит по деревням и особым качеством не отличается. Можно съездить в центр Люблина – там всякие старинные строения. Вообще, небольшие города, типа того же Жешува и т.д. лучше проезжать через центр, игнорируя указатели «транзит», поскольку объезд проходит через дальние дали по народным тропам в компании с фурами.

За городом Кросно начинаются горы. В горах, как обычно, красиво. Однако, как ни странно, местность не курортная, гостиниц и ресторанов мало. На самом верху символическая граница со Словакией, продажа словацких виньеток и уникальный магазин, в котором все цены на этикетках даны в трех валютах.

Через эту местность, а называется она Дуклинский проход, пробивалась с боями Красная Армия. Много где установлены памятники, особенно в виде танков, которые советские солдаты известным им одним способом и известно, с чьей помощью, сумели перетащить через высокие горы.

Напротив отличного памятника, где показано как советский танк побеждает немецкий, распложен неплохой, недорогой и вкусный, ресторан.

Далее встречаются такие горные дороги, которых раньше не было и мало где бывает. Километра полтора мы ехали за фурой, которая постоянно прикладывалась задним отбойником об асфальт, высекая снопы искр. При этом верх фуры был местами на уровне наших колес.

Далее дорога выходит из гор и в Прешове вливается в трассу E50, которая в этом места автострада, и ведет в Кошице, где с неё надо съехать на Е71. Все маневры совершаються по указателям, легко. Пейзажи красивые.

Вскоре начинается Венгрия, что можно заметить по знаку «Венгрия». Венгерскую виньетку лучше было купить на польско-словацкой границе вместе со словацкой. И та и другая, кстати, это уже не дурацкая наклейка не стекло, как было раньше, а просто бумажка типа чек - контроль ведется по номерам авто.

Если дневной пробег был начат в районе белорусско-польской границы и не отличался особыми задержками, в этот момент должен наступить вечер. Лучше заночевать в придорожном мотеле, не доезжая до Мишкольца, поскольку там надо будет въезжать на автостраду, где спать негде.

Въехав на автостраду, практически мгновенно попадаешь в окрестности города Дебрецена, где автострада кончается. Тут уже пахнет Румынией и, поскольку дороги сельские и вокруг ведется активное сельское хозяйство, встречаются во множестве всякие трактора с прицепленными сноповязалками, говномолотилками и просто бортовыми прицепами с говном или с фруктами. При этом местные жители просто кладут на установленные везде знаки, запрещающие всему этому ездить по одним дорогам с автомобилями.

Указатели ( RO, Oradea, E60) доведут до границы, где водятся суровые румынские пограничники, ставящие свой штамп ровно в середину чистой страницы.

Итак, мы в Румынии. Впереди долгий трудный путь. Начать его следует с покупки виньетки, но не в будке на жаре, а чуть дальше в прохладной бензоколонке. Там же добыть из банкомата немного наличных лей, на воду и фрукты. Прямо на границе начинается крупный город Орадя.

Навигация в крупных румынских городах может осуществляться только в спокойном, смиренном состоянии духа. Указатели расставлены случайным образом, цели указать прямую дорогу не ставится. Поскольку её и нет. Придется долго ездить туда-сюда в разные стороны.

В Орадя дорога раздвояется. Направо поедешь через самую Трансильванию по горным тропам. На левой обещан кусок автострады. Единственный в Орадя указатель «Бухарест» указывают направо. Туда и едем: дорога Е79, направление Deva. На выезде имеется гостиница-ресторан с бассейном.

Горы гористые. Виды живописные. Ширина дороги – 2 вола. Покрытие не гладкое. Обочин нет. Детей укачивает. В городе Брад есть цивилизованная бензоколонка OMV с площадкой для отдыха. Особо горный участок кончается перед Deva с выездом на более крупную дорогу номер 7 по румынской нумерации.

Далее в Sibiu. Там можно немного, километров 20, покататься по новой автостраде. Когда она, к сожалению, кончится и перейдет в обычную румынскую узкость, держать строго на юг, по 7-E81.

Тут начинается ущелье реки Олт. Живописно, извилисто, кругом скалы. Дорога приличная. В конце ущелья стоит курорт, где стоит заночевать в одном из придорожных отелей. Они там все придорожные, поскольку ущелье. Заночевать стоит потому, что уже наступит вечер, и ездить по Румынии порядком достанет.

Далее следует править на город Pitesti, где начинается, наконец, автострада до Бухареста. При подъезде к Бухаресту следует не просвистеть слабо обозначенный съезд направо на кольцевую, иначе придется много ездить по городу. Двигаясь по кольцевой, следует учитывать, что дорога Е70, по которой надо ехать в Болгарию, сначала приходит в Бухарест под румынским номером 6, а потом уходит, уже куда надо, под номером 5. Это должен быть второй крупный съезд с кольцевой, указатели: Giurgiu.

До Giurgiu трасса хорошая, парадная. В город ехать не надо, свернуть налево по указетелю Bulgaria. Там скоро начнется пункт перехода «Мост Дружбы». Дружба выражается в том, что всё оформление ведется за Дунаем на болгарской стороне, а на румынской только собирают за проезд. Мост, естественно, чинят и езда по нему ведется в один ряд, то туда, то сюда. Так что можно там и подзастрять.

Болгария – лучше чем Румыния. Не знаю почему. Может потому, что туда то мы и едем. А едем мы, купив виньетку, на город Шумен, где принимаем решение: продираться горами прямо на Бургас или мчаться в Варну по автостраде и там уже продираться горами.

В горах красиво, безлюдно и спокойно – но там водится великий и ужасный Котел. Его перевозят туда-сюда на 18-осном тягаче со скоростью 3 км/час. И все, кто едет за ним, не смеют его обогнать и следуют за ним, славя его и сопровождающую его полицию.

Уберегшись от котла, спускаемся в город Карнобат. Тут можно выехать на автостраду (еще 11км к югу) и влететь по ней в Бургас с ветерком.

Минск-Брест-Варшава-Краков-Будапешт-Белград-София-Варна/Бургас

От предыдушего варианта этот маршрут отличается тем, что проходит по более цивилизованным местам. За это надо заплатить большим пробегом, но по гораздо лучшим дорогам. При этом минуется малопригодная для быстрой езды Румыния.

Переехав польско-белорусскую границу, надо двигаться на город Краков, либо через Варшаву, либо через Радом, либо через Люблин-Сандомерж. 2-прямее, 1,3 – больше достопримечательностей. Краков следует осмотреть.

Из Кракова, очень приличной дорогой, следует проследовать в город-курорт Закопане, где и заночевать. Там даже можно и пожить день, погулять по горам. Оттуда уехать местной живописной дорогой 985. В деревне Chochołów повернуть налево и въехать в Словакию. Виньетка, желательно и на Венгрию.

Живописная тропа выведет на трассу E77 в месте, где она обходит город Trstena. Тут красиво: горы, реки, замки. За городом Ruzomberok дорога полезет в гору и долезет до местности Donovaly, где рекомендуется отобедать в заведении Koliba Gorali.

Спустившись с этих гор, пересекаем относительно равнинную местность по автостраде Банска Бистрица – Зволен и лезем в следующие горы, всё по той же E77. Там в горах, пересекаем венгерскую границу и спускаемся в долину Дуная, к Будапешту. В словацкой части дороги приличные, в венгерской – очень приличные.

Рекомедуется остановиться в Будапеште, поездить по нему и погулять. Если нет, то есть мотели, хотя их не так много.

За Будапештом начинаются автострада E75:
M5 Будапешт-Шегед – средняя скорость 150км/час,
22 Суботица-Белград - средняя скорость 100км/час, оплата пара евро
1 Белград-Ниш - средняя скорость 120км/час, оплата пара евро.
Ехать быстро и приятно. В Белграде можно съехать в центр, посмотреть замок и поесть.

Перед Нишем на большой развязке поворачиваем налево на E80 в Софию-Стамбул. Сербы активно строят автострады в Болгарию/Турцию и в Македонию/Грецию, участок Ниш-Калотина почти или уже совсем готов. Можно также проехать по старой дороге в ущелье реки Нишава, там красиво.

Болгарская граница в Калотине (и, кстати, сербская в Шегеде) может подзадержать на час-другой, поскольку по всей этой трассе ездят в свою Турцию и обратно турки со всей Европы. Возят из дому в багажниках картошку, а на крыше мешки с луком. Иногда скапливаются в больших количествах и затыкают переход.

Болгария. До Софии 80км приличной двухрядки. Местами рядом с современным асфальтом показывается римская Via Militaris. При въезде в Софию стоит указатель "Stambul", но это для турок, которых тут не любят. Поэтому указатель указывает на дальний объезд, по узкой кривой дорожке. Ехать же надо прямо, либо через самый центр, с его осмотром, либо по бульварам, но не по указателям, которые могут вывести не на автостраду, а на старую дорогу вдоль Балкан.

По автостраде A1 из Софии в Бургас менее 4 часов (387км). В районе Пловдива дорога сильно раздолбана, оттуда чем дальше, тем новее и лучше.

Автострада из Софии на Варну кончается гораздо раньше, чем хотелось бы и вся дорога (446км) может занять целый день.

Через Финляндию

Совсем уже не по прямой, зато в более комфортных условиях. Маршрут подходит для жителей СПБ и севера. Предполагает плавание на паромах.

Во-первых, выяснить, что у тебя что-то не так с визой лучше в 150км от дома, чем в 1000км. Особенно, если эта виза выдана консульством Финляндии для въезда в Финляндию, а не в Польшу. И, может быть пропущена отдельная поездка в Финляндию для «открытия визы»

Во-вторых, часть пути все таки не едем сами, а плывем, хотя и не совсем в нужную сторону.

В-третьих, высадившись в Травемюнде, впереди имеем практически один сплошной автобан, до самого Черного моря. И проходить он может, в зависимости от Ваших пожеланий по таким лакомым странам как Германия, Австрия, Чехия, Хорватия, Словения и Венгрия. В Белград можно доехать множеством маршрутов, основные:
Мюнхен-Зальцбург-Любляна-Загреб - 1800км.
Берлин-Прага-Братислава/Вена-Будапешт - 1600км.
При необходимости столько по тем дорогам можно проехать за день.

СПБ-Одесса-Бургас - 2500км
СПБ-Польша-Бургас – 3500км,
СПБ-Финляндия-Бургас - 2800км + сутки плыть.

Однако, паром удовольствие не дешевое. Машина+2взрослых+2ребенка – 1000евро в одну сторону. Плюс питание, еще минимум 200евро

Можно сократить плавание до переправы из Турку в Стокгольм, которая совершается за 10 часов и стоит для вышеописанной конфигурации в пределах 200евро. Но к пробегу добавиться 1000км от Стокгольма и 200км до Турку. В прибытке – посещение Швеции и Дании.

Чтобы вообще не связываться с паромами и прибыть из СПБ в Стокгольм посуху надо проехать 1900км. Итого СПБ-Оулу-Бургас 5700км, всего то в 2.3 раза длиннее, чем через Одессу.

Чем западнее в Европу, тем дороже. Раза в два, по моим ощущениям.

В 2014-м году мы убегали от беженцев, заткнувших сербско-венгерскую границу, и добежали аж до Венеции. Озеро Гарда и Альпы - это очень приятно, но все же не совсем по пути. И пока мы любовались теми красотами и тратили последние деньги, беженцы пробежали всю Венгрию, Австрию, Германию и отрезали нам путь в Данию, который был бы логичен для возврата домой. Раз уж через Венецию, логично рассуждали мы, то и через Стокгольм. Но нет, пришлось свернуть в Польшу.