Дороги: Финляндия - Карты и книги


Дороги: Финляндия

Проезжую часть в Финляндии песком не посыпают. В особо скользких места добавляют к льду немного гранитной крошки. Поэтому, не рекомендуется ездить в Финляндию зимой на плохих колесах. Во-первых: это запрещено. Во-вторых: даже если удасться пробраться через границу на лысых колесах, что возможно, поскольку особо не проверяют - ездить за границей будет не весело. При этом следует учитывать, что в некоторых европейских странах шипованные колеса запрещены.

Когда какие колеса одевать, определяется датой праздника Пасхи, специальным постановлением властей, погодой, общим состоянием дорожного покрытия и личным мнением полиции. И эта система работает, представте себе.

Финские дороги деляться на две категории: дороги прямые и дороги очень извилистые. Вторые были построены до изобретения динамита. Динамит очень помог финнам в преобразовании природы, с его помощью они построили канал, по которому, если что-то пойдет не так, из восточной половины Финляндии утечет вся вода.

Финская полиция ведет себя спокойно. Забудете включить ближний свет - покажут на Вас пальцем. Злостных нарущителей принято сначала укладывать и ковать, а разбираться потом. Отлов пьяных водителей происходит следующим образом. На вынужденно вставшее скопление машин из лесу выбегает человек 30 в ярких одеждах, с мешками одноразовых алкотестеров, очень похожих на противогазы, и без разговоров суют их в морду тем, кто за рулями, тратя на одного клиента не более пол-минуты.

Серьезную угрозу автотуризму в Финляндии представляют парковщики. Это особые люди, чаще женщины в летах, не щадящие никого и нигде. Бороться с ними, к сожалению, можно только путем своевремнной оплаты и соблюдением указанных сроков. Для этого следует запастись специальным прибором, таким синим, с циферблатом, стоимостью от 1 евро; а также евромонетами. На заправках и в магазинах встречаются разменные автоматы. Вообще, без монет в Финляндии непросто. Трудно получить телегу в супермаркете. Не во всякий туалет войдешь. Прибыв в место парковки надо, прежде всего, определить, разрешена ли она там, и если да, то на каких условиях. Квитанция из паркомата или синий прибор с установленным на нем временем прибытия должны быть размешены на торпеде, что бы видно было.

Следует, по возможности, избегать мест со сложной системой парковки. Мы так однажды припарковались у отеля... На рецепции вручили схему расположения машин с точностью до сантиметра, типа на месте 6-8 можно вставать, 9 - нельзя, 10 можно, 11 - нельзя и т.д. Чтобы достичь этого чуда, надо было выехать из города, въехать с другой стороны, подобраться к гостинице с тылу и взгромопи-----ся на крышу соседнего торгового центра. Естественно, была пурга. Занесло к чертовой бабущке не только подъезды и въезд, практически вертикальный, но и разметку с номерами. Стихия бушевала всю ночь, но когда на рассвете я откопал автомобиль из под метрового сугроба, лобовое стекло было украшено штрафом.

Опасность могут также представлять дикие звери. Далеко не все дороги в Финляндии огорожены и далеко не все крупные звери снабжены световозвращателями. Мелкие звери могут через изгороди проникать. Встреча же даже с небольшим животным на большой скорости чревата неприятностями. Я беседовал с водителем, столкнувшимся с зайцем. Заяц не стал гибнуть зря и пробил радиатор. Зимой в Лаппландии вдали от жилья без радиатора нелегко.

В случае вынужденной остановке на трассе не следует надеяться на помощь проезжающих мимо финнов. Надеяться надо на:
- российских эвакуаторщиков, оказывающих услуги по извлечению из Финляндии, их телефоны можно найти в интернете и на приграничных деревьях и заборах.
- универсальный номер 112.

Мной лично, при температуре воздуха -25С, на достаточно оживленной трассе был обнаружен сильно замерзший гражданин РФ, который, по его словам, в течении 3-х часов махал руками и показывал конец троса финнам, чтобы попросить отбуксировать его до границы. В России принято в таких случаях останавливаться и оказывать помощь. Меня самого русский житель Хамины протащил километров 80 по "Скандинавии" в дикий мороз с метелью, а от вознаграждения отказался. Удачи ему на дорогах и во всем остальном. В Финляндии - нет, не принято, работают соответствующие службы.

Мигать-благодарить не принято. Ровно как и пропускать, где не положено - считается, что движение организовано достаточно хорошо и долго ждать не придется. "Елка" выполняется автоматически.

Разведение страусов для получения от них яиц, мяса и перьев становится все более популярным в Финляндии. Страус, однако, птица беспокойная и не всем фермерам удается удержать их от побегов. Видимо, сказывается отсутствие опыта многих поколений. Появление в финской природе одичавших страусов вызывает растущие опасения в обществе. И не зря.

Так, недавно произошла трагедия. Страус, сбежавший с фермы летом, с наступлением холодов решил вернутся к людям, поскольку на воле ему стало совсем нелегко - от мороза выпали перья. В таком виде, без перьев и весь синий, он вышел из лесу, проник на территорию дома престарелых и неожиданно появился перед прогуливающейся старушкой.

Крепкая финская женщина в своей жизни видала и не такое, самодвижущаяся мороженная курица высотой в 2 метра её не испугала, а вызвала только возглас удивления. Страус же, от тяжелой жизни, находился на грани нервного срыва и попытался спрятать голову в песок, т.е. в данном случае, в асфальт, и разбил ее нахрен. Это уже оказалось для старушки слишком и у нее случился сердечный приступ.

"Передние и задние противотуманный фары можно включить только в условиях тумана или сильного дождя или снегопада. Заднюю противотуманную фару можно включить и тогда, когда поднимаемые движением машины снег, пыль и грязь существенно ограничивают видимость транспортного средства назад. Одна темнота не является основанием для их использования. Неправильное использование противотуманных фар в Финляндии наказуемо."

"Аварийную сигнализацию можно включить только тогда, когда транспортное средство пришлось из-за аварии, повреждения или другой принудительной причины остановить в таком месте, где оно может подвергать другое движение опасности. Транспортное средство надо всегда остановить в безопасном месте за пределами главной дороги, например, на автобусной остановке, в месте отдыха или у второстепенной дороги. Причиненная сама собой ситуация, например, изучение карты, не дает право на включение аварийной сигнализации и остановку в самоуправном месте. Неправильная остановка и неправильное включение аварийной сигнализации являются наказуемыми поступками в Финляндии."

А вот это не работает. В финском закодательстве есть дырка, позволяющая бросать надоевшие машины на трассах, имитируя ДТП, а не сдавать их в утилизацию за большие деньги. Такие машины стоят, где попало без всякой сигнализации и обозначений.

Жизнь в Финляндии дорогая, еда дорогая, гостиницы дорогие. Но выручают кемпинги: живешь в палатке, жаришь мясо на костре, пьешь пиво из дьюти-фри. Вот некоторые:

Santalahti
Котка. http://www.santalahti.fi

Самое лучшее тут - прогулка к морю по тропинке, начинающейся от стоянки при гостинице и идущей почти строго на юг. Летом там на море можно купаться, песка нет, но можно залезать с плоских камней. Пляж в самом кемпинге хиловатый и над ним висят высоковольтные провода.
Тихо, вокруг лес густой. Слышно, как стукают по шарам на поле для гольфа. Заезжать легко, указатели стоят от самой главной дороги E18
Палаточные и кемперные места удобные. Маленькие коттеджи бедненькие, но чистенькие. Хорошие сауны.
Wi-Fi достает не везде, см.карту на их сайте.

Rastila
Хельсинки. http://www.rastilacamping.fi
Расположен в городе, рядом стоят многоэтажные дома.
Отличается чрезвычайно высокой заполняемостью, поскольку:
- большинство европейских автотуристов приплывает в Финляндию на паромах именно в Хельсинки, делают первую остановку в этом кепминге, а уже потом разъезжаются по всем остальным.
- всякая беднота: мигранты, беженцы и гастарбайтеры любят жить тут в маленьких коттеджиках ("туалеты и душевые находятся в отдельном здании метров 100 от домика") большими группами. Все это приводит к тому, что в высокий летний сезон основная часть кемпинга сильно напоминает цыганский табор почти всем, кроме чистоты - чистота поддерживается. Бохатым же предлагются хорошенькие новые коттеджи (коттеджи люкс) чуть в стороне от общего стойбища, в роще среди валунов. Там современно и мило.
Есть море. Бесплатно и с песком. Зимой пробивают полынью. Правда море получается хельсинское средиземное, с видом на метромост, но купаться можно.
Есть кафе/ресторан, что в данном случае не особо важно, поскольку ближайшая городская будка с гамбургерами находится в 300-x метрах.
Интернет есть на рецепции, в публичном компутере, за 2.5e/15мин и через "ограниченный по времени бесплатный" Wi-Fi.
Центр Хельсинки покрыт хорошим бесплатным Wi-Fi-ем. Станция метро, на которой можно доехать в центр, находится там же, где и будка с гамбургерами.

Tykkimaki.
Куйвола. http://www.tykkimaki.fi/
При парке атракционов. Парк отличный. Весь спектр развлечений: от полетов в пластиковом креслице на 70-и метровой высоте до кормления кроликов.
Сам кемпинг расположен на берегу озера с пляжем и купальней, с которой приятно нырять. Вода чистая, не торфяная.
Летом - пешеходные и гребные, зимой - беговые лыжные трассы. Оживленной автомобильной дороги почти не слышно из-за леса и гор.
Еда - в лунапарке, в самом кемпиге - только будка с мороженым и чипсами.