На бумаге.
По ценам издательств.

Валюта

Дороги: Эстония.

Дороги Эстонии делятся на две категории: реконструированные до мировых стандартов (например Тарту-Валка) и советские (например Тарту-Нарва).

Ночью Эстония вымирает. Придорожные отели и круглосуточные кафе на eё территории не обнаружены. Мы, на пару с местным жителем, минут 20 ломились в яркосветящуюся бензоколонку, пока не разбудили дремавшую внутри женщину, которая нам, однако, не открыла, сказав, что одна и боится.

Яркие впечатления остались у меня от пересечения эстонско-российской границы в Нарве. Прибыв в город, мы проследовали по указателям и вскоре уперлись в шлагбаум, за которым вырисовывался мост и за ним родная сторона. Но штатский дед при шлагбауме нас туда не пустил, чисто на русском объяснив, что существует очередь в, примерно, 3500 (Три тысячи пятьсот) машин, часть из которых находится в ближайщем переулке, а часть ожидает сигнала из специальной конторы, которая занимается управлением очередью, находися на другом конце города, и куда нам следует обратится.

После достаточно непродолжительных, из-за размера города, не более чем получасовых поисков, во время которых я размышлял над числом 3500, была обнаружена будка с конторой, где с нас взяли несколько десятком марок, сгоняв, естественно, в банкомат, и пояснили, что у иностранцев своя очередь и мы в ней первые.

На каждый час на проезд через границу назначается определенное количество машин. Выдается специальный талон, дающий право на подъезд к границе в определенный час. Можно звонить в контору и спрашивать, когда настанет твой час. Можно заказать оповещение по sms. Контакты: www.narvatransiit.ee, бронирование времени прохождения для иностранных граждан: kesk0@hot.ee тел. +372 3573570

Получив талон, мы проникли на границу. Эстонию там представляла противная толстая русская баба, которая к нам докопалась совершенно зря и на ломаном эстонском побеспокоила по поводу нас начальство, которым была на чистом эстонском послана. Мост через Нарву изуродован проволочными заграждениями высотой метров 6 - фотографировать с него крепости стало невозможно.

От всех эти приключений и общей усталости от более чем тысячекилометрового пробега и бессонной ночи у меня слегка поехала крыша и я достаточно долго убеждал российскую пограничницу в том, что при въезде в Россию сначала бывает таможенный контроль, а потом - паспортный. Спасибо ей за понимание, а таможне - не скажу за что.